Статьи

Завидовская фабрика ёлочных игрушек

О начале стеклодувного производства по изготовлению ёлочных игрушек рассказала Валентина Кузьминична Гуськова (Цветкова), жительница п.Завидово. В войну она осталась без родителей и воспитывалась в детдоме. В 1947 году после совершеннолетия она устроилась в стеклодувный цех Завидовского райпромкомбината. Она рассказывает, что находился этот цех ёлочных игрушек в одноэтажном деревянном здании около ветлечебницы (по дороге на кладбище). Цех стеклодувов в составе Завидовского райпромкомбината существовал еще до войны. Когда она пришла устраиваться на работу, там трудились 4 стеклодува: Цветков (ее дядя), Монахов, Сергей Поляков и Ирина Железнякова, которая и жила в этом доме в маленькой комнатке. А также две разрисовщицы: Платонова и Гречишникова. Юная Валентина пришла как раз на место второй разрисовщицы, которая вскоре уволилась и уехала из поселка.

Две работницы выполняли всю работу после стеклодувов по изготовлению ёлочных игрушек. Они и серебрили, и разрисовывали, и упаковывали.

С утра пораньше разрисовщицы топили печь, приносили воду. Стеклодувы на керосиновых лампах уже выдували шары. На дровяную плиту ставился обыкновенный железный круглый таз, женщины разводили в нем формалин, ляпис (соль металла серебра и азотной кислоты), нашатырный спирт, воду. Нужно было строго соблюдать пропорции всех веществ и нагреть раствор до определенной температуры. В этот раствор и окунали игрушки для серебрения: крупные шары по 4 штуки, мелкие – по 6 штук. На руках резиновые перчатки, на ногах – резиновые сапоги, широкий фартук, а вот органы дыхания и глаза ничем были не защищены. Потом изделия сушили и расписывали. Игрушки заворачивали в паклю и укладывали по ящикам. Деревянные ящики для упаковки игрушек делали в столярном цехе невдалеке, «на кузнице».

Работа была очень тяжёлая, вредная для здоровья, но трудностей не замечали и радовались, что работа вообще есть, и за изготовленную продукцию платили деньги. Часто из-за отсутствия стекла, красителя, серебра или еще чего-то случались простои, и рабочие оставались без зарплаты. Их направляли на другие работы райпромкомбината. Стеклодувы «подрабатывали» изготовлением семилинейных стёкол на керосиновые лампы. Укладывали их в ящики и сами же пешком на санках возили по деревням и продавали. Лампы пользовались большим спросом.

Неподалёку располагался цех ёлочных игрушек из папье-маше - плотного вещества, состоящего из бумажной массы, смешанной с клеем, гипсом или мелом. В СССР производство игрушек из папье-маше было ручным и состояло из ряда длительных операций: лепки, шпатлевки, грунтовки, шлифовки, окраски, росписи с промежуточной сушкой при температуре от 20 до 60°. Ассортимент в основном составляли фигурки людей и животных. У нас лепили в основном уточек.

Зарплата мужчин составляла 30 рублей, женщины получали по 20 рублей. Нет работы – нет зарплаты.

Начальником стеклодувного цеха в 1947 году был Рудаков, но вскоре его обвинили в растрате и посадили в тюрьму. Ему на смену пришел фронтовик Лапатин, у него был протез вместо одной ноги, и он ходил с палочкой. Он был одним из «ссыльных за 101 км», когда-то жил в Химках. В Завидове его поселили в конторе райпромкомбината, которая в то время находилась за памятником Ленину. Контора занимала половину здания (позже там расположилась детская библиотека). Лапатин проработал на этой должности около 3-х лет. В дальнейшем стеклодувный цех с 1950 года возглавлял Иван Осипович Бодонов. Он выхлопотал 20 000 руб. на подъём производства и начал строить отдельные цеха на месте будущей фабрики игрушек.

За время своего руководства Иван Осипович развивал и расширял ассортимент выпускаемой продукции. В 1951 году началось изготовление бисера, а в 1953-54 годах построили небольшое здание «монтажки» для изготовления продукции из бисера. Бисер нанизывали на лощёные нити длиной 1 м 40 см. Работали одновременно на 20 катушках. Из «бисерных нитей» пробовали делать игрушки, но они «не пошли». Потом стали из них плести корзиночки, колье. Был популярен надомный труд, всей семьёй делали замочки для колье, вставляли усики в колпачки для ёлочных игрушек. Бисером также украшали женские кошельки, которые пользовались хорошим спросом. Но через некоторое время пришлось отказаться от изделий из бисера. Работа была очень трудоёмкая, а изделие оценивалось дёшево.

Вместе с бисером было запущено производство химической посуды: пробирки, колбы, мензурки. Стеклодувный цех от завидовского райпромкомбината работал также в деревне Кабаново, они тоже выпускали хим.посуду. По соседним деревням работали надомники. Людям выдавали станочки для штамповки колпачков, усиков, материалы. Надомники делали сборные игрушки, упаковывали мелкие изделия.

Некоторое время Завидовский райпромкомбинат «на кузнице», которая находилась в посёлке Новозавидовский по левую сторону поворота на кладбище с улицы Октябрьская, занимался изготовлением пластмассовых пуговиц: формовали, красили. Но завидовские пластмассовые пуговицы легко деформировались, поэтому к ним прилагалась инструкция: «Перед стиркой отпарывать!» От выпуска пуговиц пришлось отказаться.

Позже райпромкомбинат взял заказ на изготовление погонов. Погоны тоже недолго выпускали. Потом делали металлическую сетку, плели из разной толщины проволоки разного размера ячейки. Налаживали производство металлической сетки мастера из Клина. С 1951 года открылась пилорама, которая в основном снабжала своё производство деревянной тарой, а также продавала пиломатериал и отходы населению. Тут же «на кузнице» работал цех по производству дранки, это был самый популярный материал для кровли. Здесь же в столярном цехе делали телеги, сани, мебель (шкафы, комоды, столы, табуретки и др.).

На Завидовской фабрике ёлочных игрушек недолго трудилась Анна Васильевна Тимирёва, возлюбленная адмирала Александра Васильевича Колчака. Официального подтверждения данного факта я пока не нашла, но ее помнят местные жители, она проживала некоторое время в поселке Завидово как «высланная за 101 км». А.В. Тимирёва была дочерью дирижёра и пианиста В.И. Сафонова. В юности занималась рисунком и живописью в частной студии С.М. Зейденберга, и даже сын ее от первого брака В.С. Тимирёв стал художником.

С 1956 года по 1963 год директорами фабрики игрушек были Пётр Семёнович Лапин и Анатолий Васильевич Дядькин.
Фото предоставлено Домом-Музеем С.Д.Дрожжина. Сотрудники Завидовской фабрики елочных игрушек. Герои соцтруда.
Стеклодувное производство расширялось, приходило много молодёжи. С 1959 года рабочие трудились в две смены: две смены у стеклодувов, две смены у разрисовки. Химпосуда работала только в дневную смену. Открылась столовая для рабочих.

Типовые здания для стеклодувов, построенные еще Бодоновым в начале1950-х годов, не соответствовали требованиям госстандартизации в конце 1950-х годов. В цехах стеклодувов была сильная загазованность, т.к. приточная и вытяжная вентиляции были не отлажены, здание было низкое, холодное. Рабочие часто болели простудными заболеваниями, страдали глухотой из-за шумов низкой частоты. Работа на керосиновых горелках, контакты с нитрокрасками и техническими спиртами оказывали очень вредное влияние на здоровье. Расширить цеха не представлялось возможности, средства на модернизацию Завидовского производства Министерство лёгкой промышленности в Москве не хотело выделять, поэтому было принято самое простое решение – передать производство в Министерство местной промышленности.

1 декабря 1960 года Завидовский райпромкомбинат Министерства лёгкой промышленности был переименован в «Завидовскую фабрику игрушек» Калининского облместпрома (Приказ № 525 от 16 сентября 1960 г.), Редкинскую фабрику игрушек присоединили к завидовской, и она стала филиалом «Завидовской фабрики игрушек». Кстати, как раз Редкинская фабрика игрушек «Школьник» некоторое время изготавливала колпачки для ёлочных игрушек, позже колпачки стали привозить из Москвы.

В 1963 году из Клина с «Термоприбора» приехал на Завидовскую фабрику игрушек Наум Давыдович Штивель. Он стал директором фабрики и наладил производство бытовых и промышленных термометров. Промышленные термометры выпускались в основном для сельского хозяйства – для измерения температуры зерна, почвы, воды. Бытовые – это градусники для измерения температуры воздуха. Колбу наполняли подкрашенным спиртом.

Вспоминает Виталий Александрович Краев, инженер по технике безопасности: «Как-то рабочие фабрики игрушек сделали большой уличный термометр размером 1 метр, диапазон шкалы от – 50 до + 50 градусов. Термометр повесили на стене водонапорной башни, и каждое утро рабочие, идя на смену, поглядывали на показания. А некоторые острословы в шутку спрашивали: «Ну-ка, ну-ка! Сколько там градусов по-Штивелю?»

Первый цех фабрики — горячий цех. Здесь в шуме и жаре трудятся стеклодувы, выдувающие с помощью горелки и своего рта из стеклянных трубок заготовки игрушек. В результате получаются прозрачные елочные фигурки, которые смешно называются – гольё. Рабочий день стеклодува – 8 часов. За это время каждый работник должен изготовить 200—250 заготовок в зависимости от формы будущей игрушки. В цеху одновременно могли работать 20 человек. Они сидели парами за одним столом напротив друг друга.

Из горячего цеха заготовки поступают в цех металлизации. Космические технологии внесли обновление и в изготовление ёлочных игрушек. Серебрение в 1961 году заменилось алюминизацией (или металлизацией). Металлизация – это автоматизированный процесс. В этом цеху стеклянные шарики помещали в большие резервуары. Рядом с ними развешивались алюминиевые проволоки. В резервуарах создавался вакуум и под воздействием высокой температуры алюминий тонкой пленкой оседал на поверхности стеклянных шариков. Процесс занимал около минуты. Стеклянные формы приобретали зеркальный блеск.

Завидовская фабрика делала в небольших количествах даже бытовые и автомобильные зеркала. Стекло протиралось техническим спиртом и закладывалось в специальные поддоны с раствором алюминия.

Игрушки, покрытые слоем алюминия, попадали в цех покраски. Здесь каждую игрушку работница окунала в бак с краской. После ванн с краской игрушки выкладывали сохнуть и отправляли разрисовщицам.

В 1966 году на пост директора Завидовской фабрики игрушек заступил Геннадий Леонидович Седов. Он занялся модернизацией фабрики: производство газифицировали. Газ пропан-бутан был привозной, для его хранения на территории фабрики были закопаны 12 цистерн. Газовые горелки были гораздо удобнее, могли поддерживать стабильную струю и не чадить, как керосиновые.

На производстве стали устанавливать механизированные линии: стеклоформовочные полуавтоматы производили выдувку ёлочных украшений, стеклянных колб для электрических лампочек. Затем игрушка шла на четырёхцветный конвейер, нанизывалась на штыри и обливалась нитрокраской, высушивалась и шла на раскраску и сборку.

Первый цех изготавливал также формовые игрушки. На 6 машинах-автоматах старались работать «в ночь», т.к. иногда не хватало давления газа для «ручников». Галина Алексеевна Куксова работала на таких автоматах. Выпускали игрушки - «шишки», «сливы», «колосок», «виноград», «грибочки» и другие. До этого она изготавливала формовые бусы. Она вспоминает, что формы делал Николай Иванович Лактиков. Потом стеклодувы выдували в эти формы длинную фигурную трубку, которую металлизировали, красили, сушили и разрезали уже на мелкие бусины. Работницы в сборочном цехе собирали уже длинные гирлянды разноцветных бус. Там же из бусинок и трубочек собирали игрушки, «звёзды» на вершину новогодней ёлки.

Украшать вершину ёлки звездой в России было принято еще до революции. Только тогда это была Вифлеемская золотая восьмиконечная звезда на Рождественской ёлке. А после революции ее сменила красная звезда – символ революции. После первого полёта советского человека в космос вершину новогодней ели стал украшать шпиль, напоминающий ракету. Вот как раз такие шпили выпускала наша фабрика с 1960-х годов и до своего закрытия. Шпили выдували вручную. Эта работа требовала большого мастерства, лишь немногие стеклодувы брались за нее. Николай Алексеевич Хромов, Анатолий Иванов и другие как раз были такими умельцами. Им поставляли дрот (стеклянные трубки) большого диаметра, и горелки у них были мощнее, с широким соплом. Эти мастера также выдували и сложную игрушку: самовары, чайники, снеговиков и др.

Постепенно стеклодувные цеха в деревнях закрылись, и стеклодувное производство в 1968 году разместили в помещение Троицкого храма села Завидово. До этого храм использовали как зернохранилище. Окна были заложены кирпичом, фрески икон на стенах заштукатурены и закрашены белилами. Стеклодувное производство в с. Завидово было филиалом Завидовской фабрики игрушек. Начальником цеха долгое время работал Борис Иванович Большаков, а после него с начала 1980-х годов Алексей Андрианович Соин. Цех в селе Завидово существовал до 1992 года. После эксплуатации «стеклодуйкой» храм был возвращен верующим в очень плохом состоянии: главы разрушены, крыша обваливалась, штукатурка осыпалась, окна заложены, чугунные полы во многих местах повреждены.

В 1974 году фабричное руководство вручило ключи в первом многоэтажном доме своим рабочим (ул. Советская, д.10), потом построились и другие многоэтажки по соседству. В 1978 году открылся новый детский комбинат «Чебурашка» на ул. Октябрьская.

Г.Л. Седов в ноябре 1981 года рассказывает, что план на 1981 год будет перевыполнен за счет использования отходов во вторичной переработке. Так, из отходов полиэтилена второй год выпускались сувенирные подставки для одного московского предприятия.

Из отходов лавсановой плёнки налажен выпуск елочного блеска. В цехе села Завидово из ее отходов стали делать ёлочную мишуру.

Разрабатывался новый вид игрушки из фенопласта – набор морских рыбок и звезда на макушку елки. В Спирово, одном из филиалов нашей фабрики, стали делать большие фирменные звёзды размером 70 х 70 см на макушки елей, устанавливаемых на улицах и площадях.

Экономия сырья также была достигнута за счет модернизации автоматов: восемь колбовыдувных автоматов переведены с механической на кислородную резку «уса» игрушек. Это значительно сократило количество отходов – с 30-35 % до 7 %.

Механизация процессов производства тоже давала хорошую прибыль – был установлен конвейер по окраске плёнки.

Директор называет лучших умельцев и рационализаторов. Это Б.П. Степанов, В.И. Тихомиров, Е.М. Козловский, В.И. Мясоедов, инженер-технолог З.Н. Бондаренко, инженер-конструктор А.В. Котляров и другие. Г.Л. Седов: «Благодаря их смекалке и творческому поиску проводится модернизация и реконструкция оборудования. Начиная с четвертого квартала 1980 года фабрика ежеквартально занимает 3 место среди родственных предприятий». (Седов Г.Л. Раньше отходы, а теперь… // газета «Заря» 1981, 3 ноября)

В цехе раскраски художники раскрашивали игрушки. Главным художником и дизайнером цеха разрисовки была Лидия Васильевна Глазкова. Вручную. Порой на шарик могло уходить несколько часов, в зависимости от сложности рисунка. Мастеров крайне не хватало. Такому ремеслу научиться непросто. На столах художников можно было встретить гуашь, акриловые и водоэмульсионные краски, мелкие бусинки, серебряную и золотистую пудру, акриловые присыпки-порошки (для «снежка»). Для присыпки использовался даже порошок из рыбьей чешуи.

Ассортимент игрушек значительно увеличился.

Фабрика изготавливала наборы игрушек: «Салют», «Русское поле», «Весенний», «Осенний», «Праздничный» и др. В таких наборах были в основном большие шары, диаметром 105 мм, по 6 штук.
Иллюстрация из группы "Ярмарка- старые ёлочные игрушки " Набор "Осенний"(https://vk.com/club97813054)
На фабрике появилась традиция устанавливать на водонапорную башню наряженную новогоднюю ёлку задолго до наступления Нового года. Тогда, когда план текущего года выполнен. Это значит, что для коллектива передового производства Новый год уже наступил! Миниатюрную ёлочку наряжал на своем столе и директор предприятия.

На кузнице продолжали делать пластмассовые изделия. Сырьём для пластмассовых, полиэтиленовых, полистироловых изделий служили отходы других производств. Эти отходы привозили из Лихославля и Нелидова, и были они иногда очень плохого качества, сильно загрязненные. Приходилось промывать, просеивать. Тратилось много времени и сил.

В декабре 1981 года из полиэтиленовых отходов планировался выпуск полиэтиленовых крышек на банки. «Наша мощность позволяет ежегодно выпускать до 300 тысяч штук», - сказал накануне директор фабрики Л.Г. Седов. (Седов Г.Л. Раньше отходы, а теперь… // газета «Заря» 1981, 3 ноября). Сделали пробную партию. Надёжность крышки проверяли следующим способом: трёхлитровую банку наполняли водой, закрывали пластмассовой крышкой и переворачивали. Завидовская крышка надёжно удерживала давление воды, даже при встряхивании банки. Однако запустить в массовое производство такой востребованный товар не получилось. После штамповки у крышки приходилось вручную обрезать лишнюю кромку, это было хлопотно и неэффективно. От изготовления крышек отказались, а готовую пробную партию раздали рабочим, которые долго пользовались ими и хвалили отличное качество продукции.

К сожалению, товары бытового предназначения облагались достаточно высоким НДС, и выпуск пуговиц, крышек, металлической сетки был не очень выгодным для производителя. А вот детские товары налогом не облагались, поэтому решили наладить производство игрушек из пластмассы.

Завидовские «дизайнеры» разработали набор игрушек из полистирола «Теремок» по одноименной сказке. В порядке возрастания размера в набор входили следующие сказочные герои: Лягушка, Мышка, Зайка, Лисичка, Волк, Медведь. Они упаковывались в яркую коробочку, из которой можно было сложить сам теремок.

Цех технических пластмасс выпускал и другие игрушки. Существовал отдельный цех музыкальной игрушки. Там изготавливали «Кларнет», «Свирель», «Рожок», «Флейту», на которых можно было по нотам сыграть простую мелодию. Например, «Полянка», «Светит месяц», «Калинка», «Во саду ли, в огороде..». К музыкальному инструменту прилагался небольшой буклет-самоучитель с нотами. Большим спросом пользовались эти музыкальные инструменты в детских санаториях «лёгочного профиля». Дети в игровой форме могли делать дыхательную гимнастику и развлекаться одновременно. Также выпускали детские пластмассовые формочки, совочки для песочницы, отливали формы распределительных коробок для электросетей. Музыкальные инструменты окрашивали в нежный цвет, т.к. в красители добавляли липотон, белила неорганического происхождения.

На фабрике игрушек позже стали выпускать ёлочную мишуру и «дождь», которые могли использоваться как самостоятельные изделия, так и быть частью украшения игрушки. Нарезалась мишура из металлизированной плёнки, которую изготавливали на своём же производстве. Её получали путём вакуумной металлизации полимерной плёнки. Для работы использовалась специальная камера с валами для перемотки плёнки. Камера плотно герметично закрывалась, из нее откачивался воздух, создавая условия для испарения нагретого алюминия, который в виде молекул осаждался на полотно.

Цех металлизации был самым ответственным на производстве. Бригады, обслуживающие вакуумные машины, проходили серьёзное обучение. Наша Завидовская фабрика была второй после Московской фабрики ёлочных украшений, которая освоила технологию алюминирования игрушек и плёнки. Мастером цеха алюмирования с 1968 года была Римма Леонидовна Филиппова. (Римма Леонидовна (1934 г.р.) на фабрике с 1 янв.1958 до 1990 г (ушла на пенсию). С 1968 г. – мастер в цехе алюминирования). «Самыми квалифицированными специалистами были слесари по обслуживанию вакуумных машин, а также электрики высшего разряда», - вспоминает Римма Леонидовна. Огромные неприятности приносили случаи выключения электричества в момент работы вакуумных установок. На пике высокого вакуума при обесточивании вся камера и всё, что в ней находилось, покрывалось толстым слоем сажи. Слесарям приходилось отмывать установку с использованием каучука, очень ядовитого средства.

Слесари вакуумных установок постоянно модернизировали и совершенствовали технологию металлизации. Завидовские мастера постоянно делились своим опытом с рабочими других предприятий, которые часто приезжали на нашу фабрику. Однажды директор Г.Л. Седов организовал поездку завидовских мастеров в Польшу на аналогичное производство за приобретением новых знаний. Однако поляки не собирались делиться своими наработками: провели экскурсию, показали свою продукцию и попрощались.

Московский завод «Огонёк» в те годы не имел своей металлизации, поэтому Завидовская фабрика игрушек посылал туда несколько рулонов металлизированной плёнки, а взамен получала графитовые «лодочки» для вакуумных машин.

Геннадий Леонидович Седов постоянно заботился о рабочих. Продолжали строиться многоквартирные дома на Советской улице, профком фабрики регулярно организовывал туристические поездки, отдых и лечение в санаториях, фабрика оплачивала летний отдых в пионерских лагерях для детей рабочих, спортивные соревнования, концерты, строит большой детский комбинат ясли-сад. На фабрике была своя лыжная база.

Г.Л. Седов в 1983 году благодарит ветеранов-передовиков, отработавших на производстве по 20-30 лет. Это оператор полуавтоматов В.В. Донцов, стеклодувы В.А. Корягина, А.Г. Зеленова, Л.В. Дергунова, К.Д. Комолова, Е.М. Отставных, металлизатор В.С. Засорин, сборщица бус В.С. Абрамова, разрисовщица В.Г. Калямина, сборщики игрушек В.Н. Андреева и А.М. Торбенкова. Около 100 человек трудились на «самоконтроле», изготавливая продукцию, которая не проходила ОТК. На фабрике были «школы по передаче передовых методов труда», где обучали новичков, не справляющихся с нормами дневной выработки. (Дмитриев П. Четко, слажено и организованно // газета «Заря», 1982, 15 апр.)

Большое внимание уделялось подготовке квалифицированных специалистов. Молодёжь направляли на обучение в Дядькинский стекольно-керамический техникум Брянской области.

В.А. Краев вспоминает, что в 1985 году Завидовская фабрика игрушек завершила год без единого случая травматизма. В СССР в то время функционировало 24 производства по изготовлению ёлочных игрушек, в т.ч. в братских республиках Белоруссии и Украине. На основном предприятии Завидовской фабрики игрушек трудилось около 900 человек; в двух филиалах еще 300: в селе Завидово – 100 человек и в Спирове – 200 человек.

В 1987 году со вступлением всех предприятий нашей страны в хоз.расчетные отношения и переход на самофинансирование (Постановление № 665 от 11 июня 1987 г) для Завидовской фабрики игрушек наступили тяжелые времена. Еще летом 1986 года фабрика представила свою продукцию на республиканскую оптовую ярмарку. Завидовцы привезли на ярмарку стеклянно-ёлочные украшения, изделия из полиэтиленовой плёнки и пластмассовые озвученные игрушки. Там заключили контракт на головокружительную сумму в 7250 руб., не вдаваясь в детали контракта. Позже выяснилось, что заказчик хотел бы в бόльшем объёме получить стеклянную ёлочную игрушку (самую трудоёмкую) на 4707 руб., а не пластмассовые изделия, как рассчитывали на нашем предприятии. Вдобавок подвел поставщик стеклянного дрота, Клинский завод «Химприбор» (вместо 720 тонн поставили только 600 тонн). За невыполнение плана налагались серьёзные штрафы, и фабрика вынуждена была отдать практически всю прибыль на их погашение. Делая выводы, директор Завидовской фабрики игрушек Валерий Васильевич Максимов с другими специалистами предприятия на следующий 1988 год уже более тщательно составляли контракт на продукцию, а также искали дополнительного поставщика стеклодрота.
Фото взято из открытых источников Интернета
Фото взято из открытых источников Интернета
Однако в 1989 году экономическое состояние фабрики не улучшилось. Условия работы в производственных цехах были удручающими: в «горячем» цехе жара, полы земляные, вентиляции нет, постоянные сквозняки, сатураторных установок нет – разгоряченным людям во время работы негде попить воды и принять душ, крыша во время дождя протекала. Денег на улучшение условий труда рабочих не было, не выполнялся план выпуска продукции, сырье и материалы поступали нерегулярно, плохого качества и не в полном объёме. Ситуация усугубилась еще и тем, что по новой системе тарифных ставок стеклодувы вообще почувствовали себя обделёнными. Нормы выработки им прибавили, прибавили, правда, и премиальные. Теперь, чтобы рассчитывать на премию, нужно выполнить норму не менее чем на 117 процентов. Еще 20 процентов от тарифа выплачивалось при условии выполнения плана цехом. А это случалось очень редко, и стеклодувы были повинны в этом меньше всего. Стеклодувы, недовольные своей зарплатой, в начале июня 1989 года три дня не выходили на работу. Они требовали выплаты премиальных за предыдущий месяц, которые по новому положению им были не положены. (Михайловский М. Пойдет ли урок впрок? // газета «Заря», 1989, 29 июня)

В сентябре 1989 года сразу после школы на фабрику пришла Людмила Захарова. Она умела хорошо рисовать, поэтому ее взяли в цех разрисовки. Она рассказала, что небольшие шары разрисовывали специальной тоненькой стеклянной трубочкой, в которую художники ртом всасывали краску, а потом ровной тонкой линией делали всевозможные контуры рисунков. Эту трубочку разрисовщики называли «фунтик». Расписанные фунтиком шары были недорогие в отличие от разрисованных кисточкой. Кисточкой работали на больших шарах № 4 (эти шары выдувались вручную), создавая сложные рисунки. Самым дорогим был рисунок «Тюльпан». Краску использовали в основном белую. В нее добавляли блестки из нарезанного «дождя» или фосфорный порошок для свечения в темноте. Художникам приходилось кисточкой зарисовывать брак в виде потёков у носика шара, который часто получался после машинной окраски. Людмила Захарова вспоминает, что рисовали на бракованных шарах метель, снежок или веточку рябины.

В начале 1990-х годов, несмотря на старания художников и технологов, которые придумали новые красивые рисунки на шары: «Хризантемы», «Букет», «Зимние», эффектные гирлянды, сделали более сложные конструкции свирелей, фабрика продолжала испытывать сложности с поставками и не выполняла план.

В 1992 году на базе Завидовской фабрики ёлочных игрушек образовалось Акционерное общество «Ёлиг» (ёлочная игрушка). Стараясь удержаться на рынке, «разработаны более десятка новых видов изделий – наборы шаров «Небесный», «Русская быль», «Облачный», «Зимняя сказка», гирлянда «Лакомка» и другие», - докладывала начальник планового отдела фабрики Л.А. Морева. (Зимняя сказка // газета «Заря», 1992, 18 ноября). Директор А.М. Чащухин видит хорошие перспективы фабрики из-за высокой востребованности завидовской ёлочной игрушки: «За завидовскими игрушками на своем транспорте приезжают немцы, поляки, венгры. Отгружаем ее в Израиль, США… Сейчас за границу отправляется более 60 процентов всего объема выпускаемых изделий». (Демин В. Не боится трудностей // газета «Заря», 1992, 2 декабря). Однако производство требует серьёзной и дорогостоящей реконструкции. Закрылись соседние производства в Конакове, селе Завидово, подмосковном Воскресенске. Большой урон Завидовской фабрике нанёс пожар в горячем цехе в августе. Своих средств на ремонт цехов нет. Руководство возлагает большие надежды на сотрудничество с международным российско-венгеро-американским предприятием «Отема», генеральный директор которого пообещал вложить свои средства в модернизацию завидовского производства и даже построить новые цеха по переработке древесины и изготовлению кирпича и черепицы.

На фабрике в это время выпущена первая партия воланчиков для игры в бадминтон, и на очереди освоение выпуска женских колготок и другой продукции. Такие планы строило руководство, чтобы как-то выжить в новых рыночных условиях.

Ноябрь 1993 года. На дверях производственных цехов с лета висят замки. В рыночных условиях новогодняя продукция стала сезонной, и после праздников ее никто не закупает. Общий долг фабрики составил около 30 миллионов руб. (за электроэнергию, тепло, зарплату и т.д.). В ноябре на фабричной кассе еще висит объявление о выплате зарплаты за …май! В октябре на фабрике числилось 230 работников (в том же месяце прошлого года их было более 600). Фирма «Отема» уже поменяла свои планы, а может, сама обанкротилась. Помощи от нее уже не ждут. Выходом из сложившейся ситуации руководство видит в распродаже скопившейся на складах продукции, и директор А.М. Чащухин еще надеется возродить производство. (Демин В. На дверях висит замок // газета «Заря», 1993, 27 ноября)

В 1995 году после пятилетнего перерыва Людмила Александровна Захарова вновь поступает на работу в цех разрисовки Завидовской фабрики игрушек АО «Орби-Ёлик». Производство на грани банкротства. Готовая продукция скапливалась на складе, ее никто не покупал. Квалифицированные кадры, стеклодувы, техники, увольнялись. Не хватало специалистов. Поэтому получалось много брака, который пытались замаскировать художники.

На территории фабрики открыли цех по изготовлению копченной колбасы. Денег на зарплату рабочим постоянно не хватало, и тогда руководство расплачивалось колбасой, велосипедами, кисточками, готовой продукцией (ёлочными украшениями). А представляете, если на одном производстве работали семьями! Людмиле Александровне вместо декретных денег был предложен металл, лежавший у проходной.

Первым закрыли стеклодувный цех. Заготовки стали привозить из Клина для цеха разрисовки. Но вскоре распустили и художников.

Завидовская фабрика ёлочных игрушек окончательно закрылась в октябре 1996 года.
Благодарим Заведующую Дома-Музея С. Д. Дрожжина Е. В. Павлову за предоставление статьи нашему сайту. https://tvermuzeum.ru/affiliates/DMD